Всероссийские конкурсы0+

  • Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей повышают работоспособность в учебном процессе, воспитывают в ребенке чувство сотрудничества и командный дух!Подробнее ➙
  • Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для педагогов

    Педагогу просто необходимо совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Один из способов – участие в педагогических конкурсах.Подробнее ➙
  • Публикации педагогов

    Публикации педагогов

    Публикация может представлять собой разработку урока, внеклассного мероприятия, обобщение педагогического опыта, методический материал и др. Подробнее ➙
Подать заявку

Автор публикации: Коровина Наталья Николаевна

Открытый Урок "Рушники-Обереги России"

скачать документ

Вернуться назад

Тема: «Рушники – обереги России»Цель: Познакомить учащихся с символическим значением рушника, с правилами выполнения мотивов орнамента на нём.Задачи:Образовательные:Познакомить с понятием «рушник» ;Обобщить и конкретизировать знания детей о рушнике как обереге;Познакомить детей с видами рушников и их предназначением;Познакомить с основными правилами выполнения орнамента на рушниках;Сформировать у учащихся целостное восприятие народного творчества как часть культуры народа;Закрепить навыки выполнения шва «роспись».Развивающие:Развитие эмоционально-ценностного отношения к обычаям русского народа;Развить образное мышление, внимание, фантазию;Развить творческое воображение.Воспитательная:Воспитание любви и уважения к культуре русского народа;Сформировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству русского народа, его традициям и быту;Воспитание усидчивости, аккуратности, терпения.Тип занятия: комбинированный.Форма проведения: групповая.Методы обучения: словесные, наглядные, практические.Оборудование: экспонаты рушников из семейных архивов, образцы выполнения шва «роспись», рисунки для игольницы с обережными знаками –символами шва «роспись», конспект урока.Ожидаемые результаты: Дети получат знания о рушнике как обереге, закрепят навыки выполнения шва «роспись», приобщатся к культуре русского народа.План занятия:1. Организационный этап- проверка посещаемости в журнале учёта рабочего времени;- проверка готовности рабочего места;- психологический настрой детей.2. Актуализация знаний Викторина по проверке знаний.3.Презентация нового материала:- вводная беседа о понятии, что такое «рушник»;- знакомство с видами рушников;- знакомство с основными знаками-символами на рушниках;- знакомство с ранней досельной (дюсельной) вышивкой на рушниках;4.Практическая работа- начало выполнения шва «роспись» на конкретном изделии.5.Заключительный информационный этап Выяснить, что нового узнали дети на занятии, чему научились в ходе занятия.Ход занятия1. Организационный этап2. Актуализация знанийДети, я буду задавать вам вопросы, которые относятся непосредственно к теме нашего занятия.1.Какой шов выполняется нитками только красного цвета?2. Какой символ этого шва на начальном этапе напоминает шов вперёд иголку?3. Что означает волнистая линия в шве роспись?4. Что означает квадрат или ромб в шве роспись?5. Выполняя эти знаки на своих изделиях о чём просили наши предки?3. Презентация нового материалаТема : « Рушники – обереги России».Рушник – это не просто красотаВ нём наставленья, счастья пожеланья,В нём сердце матери, любовь и теплота,Костра добра извечное сиянье.Рушник, как книгу можно прочитатьВедь вековая мудрость в нём хранитсяИ чтобы этим знаньям не пропасть,Нам нужно вновь к истокам обратиться.Многие из вас спросят: «А что такое рушник?»Рушник – это слово у древних славян означало полотенце, рукотёрник, ручник, утирник. Предмет народной культуры и народного творчества славян. Предмет обыденного и ритуального назначения. В обрядах выступает в качестве дара, оберега, покрывала, украшения, символа праздника, имеет знаковую и оповестительную функцию.Рушник широко использовался в разнообразных обрядовых ритуалах: на похоронах, свадьбах, родинах, крестинах, в календарных обрядах, магии и медицине.Рушник изготавливался из льняного, а ещё раньше из конопляного полотна. Его традиционные размеры 30-40 см в ширину и от 3 метров и более в длину. Для украшения рушника используют вышивку, кружево, браное ткачество, ленты, тесьму.В вышивке на рушниках использовалась различная символика. Вышивались орнаментыЗооморфные – символические петухи, куры, лебеди, утки, орлы, олени, львы, кони.Растительные – дуб, хмель, калина, мак, лилия, роза, виноград.Геометрические – ромбы, круги, свастики, зигзагообразные линии и прочие узоры; Использовались узоры бытовые, антропоморфные (изображающие человека), культовые в разных сочетаниях. Существуют правила вышивки рушника. Выделяются 4 уровня (фрагмента), каждый со своим значением.Первый уровень «Зачин»-начало вышивки. Его можно вышить узенькой полоской. Это прошлое предков, которое символизирует непрерывность, вечность, бесконечность. Это самый край рушника. Второй уровень называется «Жизнь на земле» или «Земля» символизирует настоящее. Рисунок по сравнению с зачином большего размера (ведь от земли идёт богатство), используется растительный орнамент. Третий уровень «Дом» - орнамент должен быть высоким , красивым, богатым, показывающим принадлежность к дому, роду, достатку. Показывает мастерство рукодельницы. Четвёртый уровень называется «Венец», «Дань Богу» - это верхний ряд и вышивка в нём обращена вверх. Это своего рода венец того, к чему мы стремимся в жизни. Вышитые фрагменты на разных уровнях рушника должны быть своего рода « роднёй», т.е. одного типа. На Руси вышивке придавалось защитное свойство. Если есть вышивка на одежде или рушнике, значит эта вещь будет хранить хозяина одежды или рушника. Существовали даже обносные рушники. Когда враг надвигался на территорию Древней Руси, то за короткий промежуток времени изготавливался рушник и с ним делался обнос территории. Уходили женщины засветло, а возвращались по темну иногда на это уходило несколько дней. Считалось, что за ту территорию по которой пронесли рушник, враг не пройдёт. Умение вышивать передавалось из поколения к поколению и обучать ребёнка этому ремеслу начинали с 4-5 лет. Крестьянская девочка должна была к своему совершеннолетию 15-16 годам сама себе приготовить приданое. В её сундуке к приходу сватов накапливалось до 100 вышитых полотенец, много скатертей, подзоров, наволочек, праздничной одежды и десятки метров сотканного холста. На свадьбе из девичьего приданого устраивали своеобразную выставку и гости строго оценивали умение и художественный вкус невесты. Но не только об этих качествах рассказывали рукотворные вещи. Их обилие, искусное исполнение, добротность говорили о трудолюбии, усердии и терпении невесты, всем было очевидно, что в дом к жениху входит прекрасная умелая хозяйка и заботливая жена. Сегодня речь пойдёт о самых первых рушниках, вернее, о самой первой обережной вышивке. Называется она «РОСПИСЬ». Слова « вышить» раньше не было. Было слово « расписать». Не было раньше ни учебников, ни школ. Зато были сакральные знаки в вышивке, которые должна была знать каждая девочка, девушка, женщина. Чаще всего узор выполнялся красной нитью на белой ткани. Красный цвет считался у древних славян обережным. Это одна из особенностей данной вышивки. Содержание народного узорочья заключают в себе силу добра, мира, любви, жизни, счастья. Представления о мире в вышивке выражены условными знаками. Так земля обозначена прямой линией, вода волнистой. Здесь можно найти сказочных птиц и зверей,коней и всадников, женские фигуры, солярные знаки : солнце в виде ромба, цвека, квадрата с различными украшающими элементами, пышное дерево жизи и мелкие растительные элементы. Коротко о некоторых символах этого шва расскажут дети. Древо жизни – сказание о чудесном дереве мы находим в песнях, сказках, загадках. То это золотая сосна с поющими райскими птицами, то яблоня с молодильными яблоками, то дуб , что поднимается от земли до самого неба, а ветки выше самого неба, а на вершине – птица-солнце. Древо жизни воплощает плодородную силу, является символом благоплоучия, единства и продолжения рода. Макошь – женская фигура в вышивках олицетворяет продолжение рода, покровительницы домашнего очага, женских ремёсел, целительниц людей и скота. Птицы - изображались с различной формой хвостов, причудливым оперением, необычными крыльями или вовсе без крыльев. Жар-птица олицетворяет действие весеннего тепла на природу и его благотворную силу, а также счастье. Конь с проросшим хвостом – воплощение богатства растительности, плодородия. Конь с женскими фигурами символизировал нерасторжимый союз солнца и земли. Ладья и ладья-конь с женской фигурой обозначает солнечное божество, совершающее свой путь по небу. Кроме самих знаков –символов в русской вышивке имеет цвет.Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Белый цвет олицетворял женское начало. Красный цвет был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому. Знаков – символов в шве «роспись» очень много обо всех рассказать в рамках нашего занятия нет возможности, но мы будем продолжать эту тему.4. Практическая работа Сегодня мы начнём вышивать с вами маленький оберег в дом, в котором будем использовать обережные знаки – символы шва роспись. Этот оберег двусторонний и если одну сторону вы будете делать по рисунку, который я вам предложила, то вторую вы можете сложить себе сами, используя те знаки – символы с помощью которых вы хотите защитить свой дом. Помните, что этот шов двустронний, а это значит, что с лицевой стороны и с изнанки он выглядит одинаково. Давайте вспомним какими способами мы закрепляемся на ткани и других материалах. Каким способом мы закрепимся в шве роспись?(промёткой).На месте закрепки(промётки) делаем первый стежок. Напоминаю, что в шве роспись есть три основных стежка: горизонтальный, вертикальный и диагональный. Помните, что шагаем через один стежок вперёд, а обратным ходом закрываем то, что пропустили.У кого есть вопросы? Начинать надо с центральной детали знака, который у вас изображон на обереге.5. КонтрольныйКоррекция выполнения шва роспись. 6. Итоговый- Что такое рушник? (Произведение народного творчества).- Какие виды рушников вы запомнили?- Каким швом вы сегодня вышивали свой оберег?7. РефлекторныйПосмотрим кто как справился с заданием.Мини-выставка работ кружковцев.8. ИнформационныйКто не успел выполнить мотив, можно продолжить на следующем занятии.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X