Всероссийские конкурсы0+

  • Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей

    Конкурсы для детей повышают работоспособность в учебном процессе, воспитывают в ребенке чувство сотрудничества и командный дух!Подробнее ➙
  • Конкурсы для педагогов

    Конкурсы для педагогов

    Педагогу просто необходимо совершенствовать свои знания и повышать квалификацию. Один из способов – участие в педагогических конкурсах.Подробнее ➙
  • Публикации педагогов

    Публикации педагогов

    Публикация может представлять собой разработку урока, внеклассного мероприятия, обобщение педагогического опыта, методический материал и др. Подробнее ➙
Подать заявку

Автор публикации: Ажогина Ольга Леонидовна

Развитие любознательности у дошкольников

скачать документ

Вернуться назад

Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Развитие любознательности у детей дошкольного возраста»Любознательность является ценным качеством личности и выражает отношение к окружающей жизни, к природе. Познавая природу ребёнок начинает сознательно и бережно относится к ней; в процессе познания закладываются основы экологической культуры; приобщая ребёнка к природе мы всесторонне развиваем его личность, воспитываем интерес, бережное отношение к ней.Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие любознательности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделахКонсультации для воспитателей, педагоговМетодические материалы для педагогов и воспитателейРазвитие ребенка. Консультации для родителейРазвитие ребенка. Материалы для педагоговТемочкиМир будит в ребенке интерес «первооткрывателя». Его интересует всё новое. Неизвестное. Каждый день приносит ему массу открытий, многие из которых он черпает в природе: то сосулька превратилась в воду, то ледяная дорожка посыпанная песком перестала скользить. И самое главное ему хочется испытать всё самому, удивляется неизведанному, влекущему своей новизной. Нам взрослым (воспитателям и родителям) важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное полезным с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.Согласитесь недопустимо загубить деревце ради познавательного интереса, налить, в калоши воду с целью проверки его герметичности, выкрасить спящему псу уши и т. п. Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть повернутым в полезное русло.Что же такое любознательность? В «Толковом словаре русского языка» С. Ожеговой и Н. Шведовой дается следующее определение любознательности. Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Однако до сих пор нет точного определения любознательности.Так С. Л. Рубинштейн выдающийся психолог и филолог любознательность ассоциирует с познавательным интересом, показателем которого выступает количество и разнообразие вопросов, задаваемых ребенком. Л. И. Аржанова предполагает характеризовать любознательность «сложным чувством любви к знаниям», возникающим в процессе умственной работы и проявляющееся в склонности приобретать всё новые и новые знания. В исследовании Н. А. Погореловой любознательность рассматривается как черта личности, в структуру которой входят три компонента: знания, эмоции, активный поисковой характер деятельности человека, направленный на овладение новыми знаниями. При этом знания выступают как источник, свойство, показатель и средство развития любознательности.Прежде чем приступить к развитию любознательности у детей дошкольного возраста необходимо учесть особенности:В развитии любознательности детей дошкольного возраста решающее значение играет игровая и практическая деятельность.Любознательность выражается в многочисленных вопросах, с которыми они обращаются к взрослым. Эти вопросы возникают из потребности ориентировки в окружающем мире. Причинами постановки вопросов являются обычно возникновение неопределённости в чём-либо, проявление чего-то неизвестного, загадочного, необычного, действующего на воображение детей, нарушение привычного порядка и вообще различные заметные изменения в мире вещей и процессов, окружающих ребёнка.Любознательность в дошкольном возрасте первоначально вызывается большей частью внешними свойствами предметов и явлений. Недостаток знаний и жизненного опыта ограничивает на этой возрастной ступени возможность проникнуть в сущность вещей, выделить в них главные, наиболее, значимые признаки. Затем вопросы направляются на то, чтобы получить словесные обозначения наблюдаемых предметов и явлений и объяснение чисто внешних, порою второстепенных и малозначимых, но поражающих своей необычность предметов и явлений.Целевые ориентиры Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предусматривают, что старший дошкольник «проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонен наблюдать, экспериментировать».Как же развивать наблюдательность? Любознательность не развивается на пустом месте. Какие же необходимы условия:- Основные условия развития любознательности широкое ознакомление детей с явлениями окружающего мира, с природой и воспитание активного заинтересованного отношения к ним;- Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда будет стимулировать возникновение новых вопросов у детей, соответственно решение новых задач, решение которых будет стимулировать появление новых вопросов;- Необходимым условием развития любознательности и познавательного интереса у дошкольников является любая деятельность (двигательная, игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы, продуктивная, музыкально-художественная) несущая познавательную функцию.Методы развития любознательности у дошкольниковВсе методы делятся на 3 основные группы:- наглядные;-словесные;- практические.К наглядным относятся:- наблюдения;- иллюстрации;- просмотр видео презентаций об изучаемых явлениях.К словесным относятся:- беседы;- чтение художественной литературы;- использование фольклорных материалов.К практическим относятся:- игры-опыты, игры-эксперименты, дидактические игры, сюжетно-ролевые с элементами экспериментирования, настольно-печатные игры, игры-превращения, фокусы, занимательные игры.Одним из главных практических методов способствующий формированию любознательности является экспериментирование. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего мира, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь, умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Именно этим требованиям жизни отвечает экспериментирование.Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;- идёт обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы (т. к. возникает необходимость совершать операций анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения);- развивается речь (возникает необходимость давать отчёт об увиденном, формулировать закономерности и делать выводы);- происходит накопление фонда умственных умений;- формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определённого результата;- развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности;- формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счёт повышения общего уровня двигательной активности.Дети очень любят экспериментировать, это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное или наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира.Знания, подчёркнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путём работы собственной мысли, всегда осознанны и более прочны.Для организации работы по экспериментированию в ДОУ в группах должны быть созданы центры по экспериментальной деятельности.В центре по экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста должны находиться :- книги познавательного характера для детей младшего возраста;- тематические альбомы;- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани»- песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.)Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр с солнечным зайчиком, контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами:- бросовый материал: верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки;- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям младшего возраста;- персонажи, наделенные определенными чертами («почемучки») от имени которого моделируются проблемная ситуация.В центре по экспериментальной деятельности для детей среднего дошкольного возраста должны находится :- книги познавательного характера для детей среднего возраста;- тематические альбомы;- коллекции: семена разных растений, шишки, камешки, коллекции «Подарки» (зимы, весны, осени); «Ткани», «Бумага», «Пуговицы»;- мини-музей (тематика различна, например «камни», «Чудеса из стекла» и д. р.);- песок, глина;- набор игрушек резиновых и пластиковых для игр в воде;- материалы для игр с мыльной пеной, красители-пищевые и не пищевые (гуашь, акварельные краски и др.) :- семена бобов, фасоли, гороха;- некоторые пищевые продукты (соль, сахар, крахмал, мука).Простейшие приборы и приспособления:- Лупы, сосуды для воды, «Ящик ощущений» (чудесный мешочек, зеркальце для игр, контейнеры из «Киндер –сюрпризов» с отверстиями, внутрь помещены вещества и травы с разными запахами;- «бросовый материал» (верёвки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки);- на видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям среднего возраста;- персонажи, наделённые определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация;- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняется воспитателем, ставится дата, опыт зарисовывается.В центре по экспериментальной деятельности для детей старшего дошкольного возраста должны находится :- схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов;- серии картин с изображением природных сообществ;- книги познавательного характера, атласы;- тематические альбомы;- коллекции;- мини-музей (тематика различна, например «Часы бывают разные из камня»);- материалы распределены по разделам: «Песок, глина, вода», «Звук». «Магниты», «Бумага», «свет», «Стекло», «Резина».- природный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва разных видов и др. ;- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д. ;- разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т. д. ;- красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и т. д.);-медицинские материалы: пипетки с закруглёнными концами, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши, шприцы без игл;- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, свечи и д. р. ;- сито, воронки;- половинки мыльниц, формы для льда;- приборы-помощники-увеличительное стекло, песочные часы, микроскопы, лупы;- клеёнчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпки;- личные блокноты детей для фиксации опытов;- персонажи наделанные определенными чертами («почемучка») от имени которого моделируются проблемная ситуация.В процессе занятий по экспериментированию не надо скупиться на похвалу и словесные поощрения. Чаще надо хвалить детей за находчивость и сообразительность. Уверившись, благодаря похвале и поддержки, в своих силах, дети начинают стремится к знаниям уже не зависимо от похвал, улучшается их познавательная активность.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X