Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Скорик Наталья Юрьевна

Опыт работы изучения творчества Е.Честнякова с детьми младшего школьного возраста

скачать документ

Вернуться назад

Опыт изучения творчества Ефима Честнякова с детьми младшего школьного возрастаСкорик Наталья Юрьевна,Педагог дополнительного образования Культурно-просветительского центра имени Ефима ЧестняковаМБУ ДО города Костромы ДЮЦ «Ровесник»Коллективный творческий проект – это совместная работа объединения изо и керамики, результатом которой стала композиция глиняных скульптур «Вот Шаблово в красе родной».В процессе работы дети знакомились с литературными произведениями и картинами Ефима Честнякова, разрабатывали эскизы, работали группами и индивидуально. Тема работы очень многообразна и объединяет в себе четыре направления: природа, архитектура, труд людей, животные и птицы. Работа состояла из двух частей: задний план композиции, составляли детские рисунки, а на переднем плане композиция глиняных скульптур, выполненная по литературным произведениям Е.В.Честнякова. 33845501079500Для создания декорации обучающиеся выполнили рисунки, распределяя поверхность на планы, учитывая коллективную композицию. Требовалось продумать расположение предметов на планах соразмерно их местонахождению, используя технологическую карту «Русская изба», выполнить прорисовку мелких деталей рисунка. Выдерживая общую цветовую гамму, в рисунке используется акварельная живопись и цветная графика. В завершении все работы соединяются в общую по горизонтали композицию, наклеиваются на картон.Для работы над проектом использовался информационный материал творческого наследия Ефима Честнякова, взятый из разных источников. Тема природы в творчестве Е.ЧестняковаВот Шаблово в красе роднойПри свете солнца предо мной.Тут избы, чуть не все подрядСлегка накренившись стоят… Деревня Шаблово Кологривского района — родина уникального крестьянского художника, мыслителя, поэта и сказочника Ефима Васильевича Честнякова. «Шаблово - царство облаков, бескрайних небесных пространств.Места прекрасные, только о них уже можно писать поэмы, сказки, говорить былины. Удивительные пейзажи в этих местах, открываются такие панорамы, что хочется по долгу стоять, любуясь этой красотой», - писал Виктор Яковлевич Игнатьев. (Записи из дневника за 1977 год).Идиллия чудится мне золотая: Долина вечерней красой залита, И тучки румяные плавают, тая, И льются, и нежно играют цвета... На солнышке тихо пастух и пастушка Сидят одинокие, грустно любя. И кротко, и мирно глядят на меня... И сложена рядом из бревен избушка... (Е.Честняков) Архитектура деревни ШабловоЗдесь до сих пор сохранилась первозданная красота русской природы, но современная деревня выглядит не так, как раньше. Эти слова подтверждают строки из письма от девочки Нюры из Степановки, но родом она из Шаблова: «…Вот совсем рядышком с Мироновым домом приосанился большой дом Андрея Комарова. Дом и правда добротный с мезонином (пояснение: Мезони́н, надстрой, вышка, полуярус, полужильё — надстройка над средней частью жилого дома, часто имеет балкон. Она часто имеет форму креста или квадрата, иногда шестигранника. Может иметь форму цилиндра, реже восьмигранника), таких в Шаблове только три было: Андрея Комарова, Василия Самохичева (отца Ефима Васильевича) и Павла Лебедева. В этом доме тоже беседки собирались, и туда-то в этот дом на беседку любил заходить художник.Нюрка хорошо помнит, как ждали они его прихода. Интересно ведь, что сегодня придумает для них Ефим Васильевич. В большом доме Комаровых места было вволю. В Шаблове издавна устраивались две беседки — большая и маленькая. В большой, конечно, собирались девушки парни, а в маленькой — молодяжки. В маленькую-то беседу и любил часто захаживать Ефим.Если идти дальше от Комаровых дома на выход к Крутцу, то не минуешь дом Скобелева Петрована. Вот дом Секлетеиных, здесь жил кузнец Сергей. Кузнец был хороший, на всю округу славился, умело, говорят, лошадей подковывал. Секлетеин-то, Секлетеин, а вроде как фамилию-то Смирнова носил.Совсем непонятно для Нюрки прозвище Куфара. За что человека так назвали? И сам-то Куфара едва ли об этом помнит. За то с сыном и дочкой все понятно: Ванька Рыженькой и Валька Рыженькая.А рядом дом Ольи Чечериной, тоже прозвище! И как не пыталась, фамилию не вспомнила.А дальше - лучше! Стоят рядом два дома Семертиковых, так-то они Семеновы, но в деревне это мало кого заботило. Дом старого Семертикова и рядом молодого Семертикова. Поди вот разбери этих деревенских. У братьев Милютиных прозвищ не было, что Петр, что Николай, а особенно Семен, считались в деревне людьми рассудительными, знающими толк в хозяйстве. Вот на самом ее краю от д. Крутец стоит дом с притычем (пояснение: притык, пристрой.). Это дом Шалыгиных- хозяин дома Шалыгин Михаил Васильевич.На самой горе с другого конца деревни стоит уже старый дом Михаила Комарова, в честь его и гора эта так названа - Комаровой. «Видать, хороший был человек — этот Михайло Комаров, раз в честь его гору назвали,» - улыбается Нюра. Это любимое место у Шабловской детворы, особенно зимой.Совсем не далеко от горы стоит аккуратненький домик Груздевых Анны и Николая. Хороший, работящий был Николай Груздев, но в праздники давал волю своей буйной головушке, такой оторва был.Дом Серафимы и Павлы Лебедевых был вроде и особенный, но, как говорится, не из-зо всей деревни. Сам по себе большой, добротно сложенный, украшенный мезонином, стоял он и не с краю, но и не в середине деревни, окнами на деревню, по ту и другую стороны которой стояли крестьянские избы каждая на особинку. Поглядев на дом Серафимы и Павла что снаружи, что с нутри, можно сразу сказать о его хозяевах коротко и емко по-нашему «с руками люди». Что дом, что в доме, что у дома — все устроено, убрано, сделано по-хозяйски.» «Ефим Честняков был соседом Серафимы, другом семьи. В студеные зимние вечера приходил он в дом Лебедевых, чтобы отогреться на русской печи, сетовал, что „студено в шалашке-то“». Об этом вспоминает в своем письме бывший житель д. Спирино Бородулин Александр Федорович: „Нет более близких людей, которые бы общались с Ефимом Васильевичем — это родители Виталия Павловича и сам Виталий“. Иосиф Шефтелефич Шевелёв – руководитель экспедиции 1968 года пишет: «Действительно, удивил овин, с асимметрично, в два яруса расположенными окошечками, с затейливыми наличниками, стиль которых явно чем-то выпадал из традиционно народной формы — чувствовался оригинал, не знающий никаких архитектурных канонов и правил» (Краеведческий альманах Костромская земля. Выпуск 4, 1999г.)«Труд готовый не бери, свой как новое дари»Сам Ефим Васильевич Честняков занимался крестьянским трудом: пахал, сеял, косил. «С весны до осени на земле, пока не выпадал снег, и за труд мой учёный я садился лишь зимой...» И детей тоже приучал к труду, говоря «труд готовый не бери, свой, как новое дари».В своих произведениях Ефим как бы любуется деревенским бытом, приукрашивает его. В сказке «Хоревы робята», девочка Яя о жизни своей деревни рассказывает так: А живем недалеко от вас… у рички… и там летают всякие птички.. клесты, воробейки, синички…И братья живут и сестрички и сказки поют и былички…игрушечки там побрякушки… из бревнышек строят избушки... (и курочки ходят рябушки.. коровы красули, пеструшки..белянки, седыя.. чернушки.. с рогами, без рогов комолушки…). И лапотки там обувают.. и витры в трубе напевают и девы сидят у оконца.. и тихо прядут волоконце и с ниткой крутят веретенце.. И лапти плетут старики и рубят в лесу мужики… и баушки сметану пахтают, а бабы прядут, и ячмень в ступе (неразб)… и еще обыденной чередой ходят на ключ за водой. И там лошадей поят, и часто кучкою стоят.. и говорят между собой.. и расходятся домой.. (Русь, уходящая в небо… стр.96)Льняные куделиНаступило время лён высокий рватьБудет чистому во полюшке стоять.Станет рвать душа-девица тот ленок,«Бабки» стянет из соломки поясок.Будут снопики льняные в пояске, Увезут их на гумно на ондреце.На овине будет снопики сушить,После сушки станет палкой колотить.Семена и куколь в кучу соберёт,После веянья в мешочки покладёт.Лён снопами увезёт на ондрецеДа постелет на зелёном на лужке.Будет лён на росной травушке лежать,Станет девица леночек поджидать.Той порой овины начали топить.Молотилами на гумнах молотить.Время свежее осеннее пришло,Ветром-холодом уж с ночи понесло…Когда вылежится во поле ленок,Красна девица разложит огонёк.У огошка станет руки погревать,Да воложинки в вязаночки сбирать.И лежалый лён в избушку привезёт,И вязанки у порожка покладёт.На ночь станет в печку жаркую пихать.Рано утром лён горячий мялкой мять.А потом его с подружками трепатьИ в повесмах белых щёточкой чесать.И отрепи, и изгреби – в волокно,А кострику просто сбросит за окно.Будет солнышко весеннее сиять.На кострике будут детушки играть.Волокно ты тонкой ниткой будешь прясть,А изгреби ты меньшой сестре отдашь.Тонких ниток напрядёшь из волокна.Выткешь ты из них весною полотна.Время отдыху-покою наступить, и пора уж на беседушки ходить,Долги ноченьки осенни коротать,Прясть куделюшку, да песни распевать. (Поэзия. Е.Честнякова «Льняные кудели» стр.24)Рождение стогаА я видел, как травку косилиЛопатками косы вострилиС песком коробицу носилиИ косы брусками точилиИ тут же напилки лежалиЗазубринки им выправлялиИ косы сверкали блестелиШумели жужжали звенелиДевонька и бабы с граблями Сено в валы загребалиДругие валы собиралиИ в копны носили и клалиА маленький мальчик парнекЗа ними сгребает следокИ копны к остожью возилиИ ношами сами носилиВ остожьях стоят стожарыИ стукают там топорыСтожар крепко в землю втыкают..Козлами его укрепляютКосят и гребут на лугуДевонька стоит на стогуМужик коло стога стоитИ «Сено гожо», - говорит..И вилами сено беретДевоньке на стог подает… (Поэзия. Е.Честнякова)Животные и птицы в творчестве Ефима ЧестняковаВ сознании Ефима Честнякова мир человеческий существовал вместе с миром птиц и животных. В те времена деревенское крестьянское хозяйство имело натуральный характер, и чтобы прокормить семью, жители деревни держали скотину. Поэтому, прогуливаясь по деревне, зачастую можно было видеть так же гуляющих животных и домашних птиц. Ефим Васильевич и в этом тоже видел свою красоту.Бом-бом бомАх, на небе голубом Солнышко сияет..Ту-ру-ру…Рано-рано поутруПастушок играет…Та-ра-ра…Выпускайте со двораВы коровушек.. овец..Затопляйте бабы печь…Петушки везде запелиИ ворота заскрипели..Колокольчики звонятИ коровушки мычат..Му-му-му..Со двора бежат овечкиЗатопили бабы печкиИ в кажинноем домуИз трубы дымки валятА овечки-то блеютСо стадечками бегут..Парнеки, идут девонькиТеля.. теля.. манят звонкоА-а-а.. там зеленая траваО-о-о.. там во полюшке теплоЫ-ы-ы.. сыты.. сыты.. сыты..У-у-у.. на зеленую травуА-я-яй.. ты играй рожок играй.. («Русь уходящая в небо» стр. 54)Я вижу над лугом две утки летятИ слышу, как в воздухе крылья шумят…Из кочек в осоке утенок вспорхнулЗакеркал и где-то опять прикурнул..Пикушки над лугом кружились леталиИ жалобно так, и тоскливо кричали..Когда прибежал я на берег рекиБродили по камешкам там кулики..И тихо там было, и жарко мне сталоИ солнышко с неба меня припекало..И снял я рубашку купался в рекеИ грелся опеть на горячем песке.. («Русь уходящая в небо» стр. 53)Катря девушка по улице пошлаСередь улицы и перышко нашлаСередь широкия улицыБродят разныя курицыИграют малые робятаИ роют землю поросята.. («Русь уходящая в небо» стр. 51)ЗаключениеЕфим Честняков проповедовал единство сознания людей и природы, единство всех видов искусства во имя высшей правды и красоты. «Трудитесь над совершенствованием мира — это и есть путь красоты и радости». Этому посвятил Честняков и свою жизнь.РезультатПриложениеПояснения к работам детейО пахотеА сам он худенький такойДо этой встречи в жар, в ненастье,Прижатый тягостной напастью,Ходил за скромною сохой. (Поэзия. «Пушкин и Назар» стр.165)Плетение лаптейТолько дедушко ФедотЛапти новые плетётДесять, двадцать пар за пудА уж стар, и слаб, и худИ четыреста пар в годВ счет налога продает. (Поэзия. «Осень.Сент.1924г.» стр.132)О стогахЯ вижу с Шабалы домашнюю картину:Между горою и рекою гладкую равнину.Передо мною – чистые скошенные луга,Там копны свежие и новые стогаВ остатьях загорожены рядами…И далее: Народу здесь не до гульбы:По лыка ходят, по грибы… (Поэзия. «Набросок с натуры» стр.121)О пастушке и пастушкеРазлюбезный пастушок –Вековечный мой дружок,Водит стадо без забот,В этом тяжких нет работ…Далее:У него проста избушка,И скромна его пастушка.Посмотри через оконца:Она крутит веретенца,Тонки ниточки прядет,Звонко песенку поет… (Поэзия. «Ручей живой воды» стр.52)О мельнице и мельникеЗаехал на мельницю.. видно завозно..А мельник сказал: засыпай уж.. смелю..Выносим на мельницю будто мешки…Мельниця стукает мелет шумит…Вот что а я здись оставлю мешки..А ты брат смели коли тут без меня..Завтра заеду..- «Смелю.. оставляй»… (Журнал «Музейный хронограф 2010» стр.319)О водоноскеМамка-же по воду ходит на ключ..В двери идёт на плечах коромыслоТут под полатями вёдра качнутсяПлещется на пол вода ледяная…И выльет там в кадку она… в переборкиУходит опеть.. а уж вёдра обмерзли…И мелкий снежок на одёже… на плате…И брызги-потоки на ней ледяные… (Журнал «Музейный хронограф 2010» стр.316)Из словаря народно-разговорного языка Е.В.ЧестняковаГалань (галанинка) – местное название брюквыБабка – несколько составленных снопов в полеГумно – место, где ставят хлеб или лён в кладях; расчищенная площадка для молотьбыОндрец – двухколесная или одноконная телегаОвин – сарай с навесом для сушки и обмолота сноповПолененка – (Поле́нница) представляет собой сложенные дроваКуделюшка – (Куде́ль,) очищенное от костры волокно льна, конопли или шерсть, приготовленные для пряденияКуколь - злостный сорняк в посевах льнаОтрепи, Изгреби – очески, грубые остатки после трепки и первой чески льна, идущие на паклю, а в пряже – на рядно, мешкиКострика – жесткие и колючие, как ломаные косточки, отходы при обработке льнаПовесмо – пучок льняного волокна после вычесывания и удаления из него кострикиВоложинки – (воложить - увлажнять) влажные сырые стебли льнаОгошек - огоньПереборки - кухняЗавозно - большой подвоз зерна, долго ждать помола, очередиСтожар – жердь, вокруг которой складывается стог сенаОстожье – сетка из тонких стволов деревьев, подстилка, чтобы не гнило сеноИсточникиЕ.В. Честняков. «Русь уходящая в небо…: Материалы из рукописных книг» / Сост. Т.П. Сухарева; отв. ред. Н.А. Дружнева. – Кострома: Костромаиздат, 2011. – 168 с., цв.илл.Е.Честняков. Поэзия.Журнал «Музейный хронограф 2010»Избранные стихи Ефим Честняков / Стихи. ру. Электронный ресурс. https://www.stihi.ru/2008/05/13/3080Н.С.Ганцовская «Живое поунженское слово». Словарь народно-разговорного языка Е.В.Честнякова. ООО «Костромаиздат», 2007

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X