Всероссийские конкурсы0+

Подать заявку

Автор публикации: Марина Алексеевна Иванова

Развитие эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования

скачать документ

Вернуться назад

Развитие эстетического вкуса детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияКурсовая работаСодержание TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ PAGEREF _Toc59386998 \h 2ГЛАВА I PAGEREF _Toc59386999 \h 4ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ PAGEREF _Toc59387000 \h 41.1.Понятие и сущность эстетического вкуса PAGEREF _Toc59387001 \h 41.2.Развитие эстетического вкуса в образовательном процессе PAGEREF _Toc59387002 \h 101.3. Виды нетрадиционных техник рисования и их использование PAGEREF _Toc59387003 \h 191.3.Значение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрасте PAGEREF _Toc59387004 \h 22ГЛАВА II PAGEREF _Toc59387005 \h 23ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА PAGEREF _Toc59387006 \h 232.1. Определение уровня развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста PAGEREF _Toc59387007 \h 232.2. Технология развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник PAGEREF _Toc59387008 \h 262.3. Результаты исследования PAGEREF _Toc59387009 \h 31ЗАКЛЮЧЕНИЕ PAGEREF _Toc59387010 \h 33Приложения……………………………………………………………………..40ВВЕДЕНИЕИзобразительная активность дошкольников является важной частью этого этапа жизни. Изобразительная деятельность включает в себя рисование, лепку и аппликации. В этой курсовой работе будет проанализирован единственный аспект - рисование.Во время рисования дети развивают мышление, память, воображение, мелкую моторику, зрительные и моторные анализаторы, речевую деятельность, а также чувство цвета и ритма. На рисунке ребенок отображает свой жизненный опыт, передает свои эмоции и чувства. Чтобы привлечь детей и не быть обузой для них, нужно познакомить их с нетрадиционными техниками рисования.Никитиной А.В., Давыдовой Г.Н., было доказано, что нетрадиционные способы рисования стимулируют развитие детской речи, формируют их воображение, дают детям яркие эмоциональные впечатления и открывают возможность использовать знакомые предметы в качестве художественных материалов.Есть много нетрадиционных способов в изобразительной деятельности. Важно только решить проблему – познакомить и научить школьников рисовать нетрадиционными способами, необходимо создать условия в школе, то есть выбрать необходимые материалы, организовать творческий уголок. Как помочь дошкольникам увидеть выразительность важности каждого нетрадиционного метода, научить их использовать свои навыки и знания в самостоятельной работе над изобразительной деятельностью. Это будет обсуждаться в работе.По нашему мнению, актуальность этой работы заключается в том, что традиционная изобразительная деятельность не всегда приносит детям тот результат, который они ожидали, одним из факторов является отсутствие графических навыков, поэтому целесообразно проводить специальную работу по формирование навыков рисования с использованием нетрадиционных приемов.Цель работы: изучить нетрадиционные приемы рисования и возможности их использования для работы с дошкольниками.Объект  исследования –  нетрадиционные техники рисования.Предмет исследования  – развитие эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования.Задачи:1. Изучить особенности развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности;2.Проанализировать состояние проблемы обучения дошкольников технике рисования;3.Рассмотреть виды нетрадиционных техник рисования и их использование;4.Провести диагностику уровня развития эстетических способностей у детей младшего дошкольного возраста5.Разработать технологию развития эстетического вкуса у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник;6. Оценить эффективность технологии.Курсовая работа состоит из введения, двух глав (теоретическая и практическая), заключении и списка литературы. Общий объем – 40 страниц.ГЛАВА IТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИПонятие и сущность эстетического вкусаФормирование эстетического вкуса является не только эстетической проблемой, поэтому проблема категории эстетического вкуса была изучена философами: Ш.М. Немецким, Л.Н. Коганом, О.В. Ларминым, И.А. Масеевым, Г.Н. Поспеловым, Г.В. Плехановым, Б.В. Сафроновым, В.К. Скатерщиковым, Л.Н. Столович и другими; психологами: Л.С. Выготским, В.А. Разумным, С.Л. Рубинштейном, А.С. Молчановой, Б.Г. Ананьевым и другими; учителями: Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, Л.Н. Толстым, К.Д. Ушинским и другими. Как отмечают исследования этих ученых, это проблема эстетического воспитания в целом.Если бы эстетический вкус был чем-то инертным или нейтральным; если «определенные духовные интересы не были отражены в нем и через него, и благодаря ему», пишет Г.З. Апресян, тогда бы они не спорили о таких вкусах. Правда, И. Кант с глубокой убежденностью защищал сформулированное им утверждение, что они не спорят о вкусах. Он рассматривал их исключительно субъективно и без учета социальных условий и интересов. Кант отказался признать законность любых законов и правил, на основании которых можно было бы доказать, что одни вкусы хороши, а другие плохи. Философ-идеалист рекомендовал принимать эстетические вкусы такими, какими они кажутся, а не противоречивыми.Кант считал, что эстетический вкус – это не только индивидуальное явление, но и социальное. Эта природа является постоянным источником непрерывных дебатов об эстетических вкусах: симпатии и антипатии, тяга к определенным явлениям и объектам, с полным безразличием или даже враждебностью к другим. Дискуссия об эстетических вкусах никогда не исчезнет, ​​потому что индивидуальность, субъективность всех вкусов и, тем более, эстетических, очень устойчива. Острота продолжающихся и острых дебатов отражает идеологический аспект, который всегда выражается в той или иной форме в эстетических вкусах. Эта серьезность также определяется тем, что эстетическая сфера всегда порождает глубокие чувства, затрагивая душу человека.Установление связи между эстетическим вкусом и категориями требовало большого внимания философов-материалистов. Вопреки идеалистам, которые рассматривают эстетический вкус как врожденную или чисто субъективную интуитивную способность человека, марксистская эстетика исторически рассматривает эстетический вкус как продукт социальных отношений и творческой активности людей. «Эстетический вкус - это диалектическое единство общего, особенного и индивидуального, социального и личного, коллективного и индивидуального».Эстетический вкус понимают как способность чувствовать, понимать и оценивать эстетические явления. Это диалектическое единство и взаимодействие разума и чувств, основанное на определенных представлениях об искусстве и мире, исходя из соответствующего социального и эстетического идеала. Известно, что в процессе формирования эстетического вкуса развивается ориентация личности в мир эстетических ценностей, ознакомление с ними. Если формирование личности предполагается в духе подлинно эстетических ценностей – тех, которые выражают свободное развитие человека, то функции эстетического воспитания (формирование эстетически-ценностной ориентации и развитие эстетически-творческой способности) гармонично определяют друг друга. Ибо осознание эстетических ценностей, возникающих в процессе творческой деятельности, не может не быть творческим. [5, с.235]Являясь важнейшим средством передачи всего эстетического опыта, накопленного человечеством, из поколения в поколение, эстетический вкус выполняет свои конкретные задачи. Во-первых, он начинается с создания определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не может возникнуть тенденция, тяга, интерес к эстетически значимым объектам и явлениям. Многогранность и богатство знаний об эстетическом развитии человеком природы, о себе, о мире художественных ценностей является основой для формирования широких интересов, потребностей и способностей, которые проявляются в том, что их владелец ведет себя как эстетически творческий человек во всех сферах жизни. В прямой связи эстетического знания с человеческой жизнью мы видим один из необходимых путей всестороннего развития человека как личности.Во-вторых, задача создания эстетических вкусов заключается в создании возможностей для художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств, которые позволяют ей эмоционально переживать и ценить эстетически значимые предметы и явления, которые они используют. Это задача развития сенсорно-эмоциональной сферы человеческой жизни, которая обеспечивает широту и разнообразие сенсорных контактов, порождаемых внешним миром.Третья задача формирования эстетического вкуса связана с формированием у каждого человека эстетического творческого умения. Главное – воспитывать, развивать у человека такие качества, которые превращают человека в активного создателя эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и трансформировать его «по законам красоты».В качестве задачи эстетического воспитания определим место эстетического вкуса как результат целенаправленной, успешной эстетической деятельности. Это означает, что процесс развития личности в образовательном процессе будет способствовать формированию процесса развития всех категорий.Сущность определения«Эстетика» – слово греческого происхождения, обозначающее способность чувственно воспринимать действительность.Эстетическое воспитание, базируясь на этом принципе, призвано научить детей распознавать внутреннее содержание красоты внешнего мира и искусства через его внешние проявления. Научить взрослеющую личность ценить, анализировать и творить прекрасное – главная задача этого направления воспитательного процесса. [11, с.250]Немаловажным имеет значение оценка слова «прекрасное», ведь его значение не всегда совпадает с определением «красивое». Эталоны красоты менялись и будут меняться в зависимости от эпохи, веяний моды и специфики развития общества. Прекрасным в эстетическом понятии является гармония духа и тела, искусство в его вечных проявлениях добра и гуманизма, духовность и доброта.Эстетическое воспитание – регулярное и целенаправленное воздействие на развивающуюся личность, в процессе которого происходит формирование познания и навыков восприятия прекрасного. Специфика воспитания качеств эстетики заключается не только в пассивном восприятии лучших проявлений действительности. Нужно учить личность иметь активное отношение к действительности, принимая непосредственное участие в его создании.Содержание эстетического воспитания всегда базируется на комплексном подходе. Его элементы включаются в процесс развития трудовых навыков, интеллектуальной деятельности, формирования нравственности. Рассматривать отдельно эстетику не имеет смысла: ощущение прекрасного должно сопровождать человека всюду.Особенно тесная связь эстетического воспитания с нравственностью. Ведь оба направления педагогики связаны с условными разделениями жизненных ценностей на положительные и отрицательные. Испытанная гордость после хорошего поступка сродни ощущениям радости, которые испытывает человек, наслаждаясь красотой пейзажа или мастерски написанной картиной.Эстетика сильна своими возможностями заставлять человека переживать сильные эмоции: восторга, радости, горя, сожаления или сочувствия.Чувства патриотизма прививаются также под непосредственным воздействием эстетики: любовь к Родине развивается через восторг от красоты ее природы, силы и мужества людей, живущих в одной стране с воспитываемым.С помощью художественно-эстетического восприятия мира у подрастающей личности закладываются основы зрительной, слуховой и ассоциативной памяти. Улучшается логическое и пространственное мышление через возможности анализа и синтеза полученной информации. Следовательно, можно утверждать, что интеллектуальное развитие непосредственно связано с эстетикой и ее направлениями.Составляющие воспитания эстетикиКак и любое педагогическое определение, эстетическое воспитание имеет свои цели, задачи и структурные компоненты.Его основная цель – воспитать в ребенке эстетическую культуру.Культура воспитания эстетики включает в себя несколько компонентов:КомпонентыХарактеристикаВосприятиеУмение находить и ценить прекрасное во всех проявлениях повседневной жизни:В отношениях с людьми;В наблюдениях за явлениями природы;В искусстве;В литературе;В музыке;В живописи.ЧувстваУмение оценивать с позиции нравственности явления действительности.ПотребностиФормирование устойчивой необходимости в соприкосновении с прекрасным.ВкусыУмение анализировать и создавать аналоги эстетического порядка.ИдеалИндивидуальные представления о высшей степени эстетической нормы.Так как все представленные выше компоненты должны обязательно присутствовать в развитии эстетики у ребенка, содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений их использовать в практической деятельности и стойких навыков, базирующихся на чувствах, вкусах и идеалах.Обязательным условием развития эстетического вкуса является привитие навыков к самостоятельному творчеству через осмысление творений гениев мирового искусства. С помощью творческой деятельности развивающаяся личность может выразить свои потребности и интересы, страхи и радости.Задачи эстетического воспитания призваны максимально содействовать воплощению в жизнь главной цели:Развивать способности видеть и оценивать красоту окружающего мира;Стремиться к гармонии во всех ее проявлениях;Уметь анализировать свои действия с точки зрения эстетических категорий.Эстетика базируется на определенных категориях, которые должны учитываться при постановке целеполагания:Красивое и уродливое;Трагическое и комическое;Духовное и низменное.Проявления данных категорий видоизменяются с развитием общества и научно-технического прогресса. Тем не менее, каждая из них содержит неизменные, вечные ценности, которые служат базой для развития чувства прекрасного. Развитие эстетического вкуса в образованииЭстетический вкус проявляется тем, что человек получает духовное удовольствие от встречи с истинной красотой в искусстве, в повседневной жизни. Эстетический вкус – это широкое понятие; это включает не только понимание, наслаждение глубокими, красивыми произведениями искусства, но, также, понимание красоты природы, работы, одежды.В формировании эстетического вкуса у детей важнейшая роль принадлежит воспитанию. В ДОО дошкольники знакомятся с классическими произведениями детской литературы, музыки и живописи. Дети учатся узнавать, любить настоящие произведения искусства, доступные их возрасту. Знакомство с народной сказкой, с произведениями С. В. Михалкова, К. И. Чуковского, и др. слушая произведения П. И. Чайковского и других композиторов, дети начинают объединять красоту и богатство художественных слов, музыки.Все это доставляет им истинное удовольствие, запоминается и составляет основу художественного вкуса. Воспитывая в детях основы эстетического вкуса, они обучаются видеть и чувствовать красоту окружающего их мира. Цветы лучше держать в клумбе, чтобы они расцвели и принесли радость другим, нужно позаботиться о них. Чистота в группе, создающая уют и красоту, должна поддерживаться, убирать игрушки и книги, а не мусорить. Поэтому в процессе воспитания и обучения формируется эстетический вкус в дошкольном возрасте.Условия и средства эстетического вкусаЭстетический вкус формируется у дошкольников путем приобщения детей к эстетике жизни, с природными явлениями и средствами искусства. Научить дошкольника чувствовать и принимать красоту жизни это большая и тяжелая задача, которая требует продолжительной работы родителей и воспитателей. Условия для выполнения целей воспитания эстетического вкуса:Окружение, в котором ребенок находится. Оно оказывает влияние на ребенка, которое по силе и важности вряд ли можно сравнить с другими. Если ситуация эстетична, прекрасна, то с раннего возраста он примет эстетическую среду как норму, и все, что отличается от нормы, вызовет у него отторжение. Эстетика повседневной жизни включает в себя много деталей. Это эстетика ситуации: вещи, окружающие ребенка и которые он использует, игрушки, одежда ребенка и окружающих его людей, дизайн комнат и т. д. Красивые вещи нравятся детям, вызывают позитив эмоции, желание их сохранить. [4, с.17]Эстетика детского сада и нахождения в нем проявляется в художественной простоте, в правильном выборе предметов быта, где каждая вещь имеет свое место, где нет ничего лишнего. Цвет стен должен быть спокойных, пастельных тонов. Требования к оформлению детского сада определяются задачами охраны жизни и здоровья детей.Главными среди них являются: -Целесообразность, практическая оправданность обстановки. -Чистота, простота, красота. -Правильное сочетание цвета и света, создающего зрительный контраст, обеспечивающий видимость каждого предмета.Все элементы дизайна должны быть единым ансамблем. Понятие «эстетика повседневной жизни» включает в себя красоту повседневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации. Надо, чтобы она была правильной и дружелюбной. Эстетика жизни – это и внешность человека. Халатность, неопрятность в одежде, нелепость в подборе цветов, невозможность найти свой стиль - все это противоречит закону красоты.Эстетика повседневной жизни является обязательным условием воспитания эстетического вкуса ребенка, фоном, который укрепляет или разрушает его представления о красоте. Три правила: жить в красоте, поддерживать красоту вокруг себя. Мощное эстетическое воспитание – это природа. Именно в этом можно увидеть гармонию – основу красоты: разнообразие цветов, форм, звуков в их сочетании. Сама природа является условием всестороннего воспитания и развития ребенка. [10, с.138]Воспитатель раскрывает детям мир природы, помогает им увидеть его красоту в капле росы на бутоне, в переплетении трав и в цветах заката... Просто нужно увидеть эту красоту самостоятельно и найти слова, которые доступны для ребенка. Неоценимую помощь в этом ему окажут произведения искусства о природе, которые он должен хорошо знать и умело использовать. Общественная жизнь, работа людей, с которыми ребенок постоянно сталкивается, также является важным средством эстетического воспитания.Многогранным и неисчерпаемым средством эстетического воспитания является искусство: изобразительное, музыкальное, литературное, архитектурное, театральное, кинематографическое. Раннее ознакомление детей с этим высоким искусством способствует появлению в душе ребенка поистине эстетического восприятия реальности. Каждая форма искусства отражает жизнь уникальным образом и имеет свое особое влияние на ум и чувства ребенка. С первых лет жизни детей сопровождают фольклор, детская литература. Особое место в их жизни занимает сказка. Не все можно выразить словами. Есть оттенки чувств, которые могут быть наиболее глубоко и полно выражены в музыке.Музыка усиливает эмоциональную отзывчивость. Это необходимо для ребенка. «Детство так же невозможно без музыки, как без игры, без сказки», - В.А. Сухомлинский. Условием и средством эстетического воспитания является также художественная деятельность дошкольников, как организованная педагогом, так и самостоятельная. Изобразительное искусство нужно ребенку. Это дает ему богатые визуальные образы. В художественной деятельности, как правило, есть воспроизводящий фактор и творческий. Оба необходимы и взаимосвязаны. Все вышеперечисленные средства воспитания эстетического вкуса – жизнь, природа, искусство, деятельность – эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи, но перенасыщение так же вредно для развития, как и отсутствие эмоционального воздействия. Средства и методыСредства для формирования эстетического вкуса используют, комбинируя, на протяжении всего этапа обучения и воспитания. Все они являются неотъемлемой частью жизни любого человека. К ним относятся такие виды эстетического воздействия:Природа;Художественная литература;Театр;Кино;Изобразительная культура;Музыка;Трудовая деятельность;Межличностные отношения. [7, с.293]Средствами эстетического воздействия можно считать повседневную жизнь личности, которая умеет и хочет найти в ней лучшие проявления.Для того чтобы ребенок смог научиться находить прекрасное во всем, педагоги используют главные инструменты воспитательного воздействия – методы.Поговорим о самых эффективных методах эстетического воспитания.Все, кто интересуется вопросами саморазвития и воспитания, знают, что личный пример является главным методом воздействия на ребенка. При этом важная роль в этом вопросе отводится семье: ни одно учебное или воспитательное занятие не заменит этого естественного метода воздействия.Развитие ребенка проходит в социуме. Длительное время для малыша этим социумом является семья. Там, основываясь на неосознанном подражании, у ребенка закладывается прочный фундамент представлений о нравственной и эстетической позиции.Родители могут тщательно готовиться к лекциям о том, что нужно быть аккуратным. Но если они не соблюдают сами свои установки, проявляя неряшливость в быту, вряд ли их старания будут оценены отпрыском по достоинству.Неосознанный личный пример также важен на этапе формирования социально активной личности. Именно для этих целей образование предлагает широкий спектр эстетических знаний, овладевая которыми, ребенок может выбрать идеал для подражания в процессе своего развития.Беседы, лекции, тренингиИз трех рассматриваемых методов самым эффективным является последний. Мы уже упоминали о том, что одна из важных составляющих эстетического воспитания – внедрения полученных знаний и умений в повседневную жизнь.Тренинги являются своеобразной «тренировкой», на которой можно «отточить» свои знания, рассматривая и анализируя произведения искусства, проводя дискуссии по просмотренному фильму и т. д.Экскурсии, посещение театров, музеев, выставочных заловМетод получения необходимых эстетических знаний и впечатлений. С их помощью дети познают красоту не только музейных экспонатов или памятников архитектуры, но и учатся распознавать окружающую естественную красоту.Создание предметов искусстваДанный метод позволяет проявить творческие способности через призму полученных знаний, ведь создание произведений искусства – процесс всегда индивидуальный, творчески неповторимый.Рождение эстетически значимой вещи может быть связано как с трудовой, так и с интеллектуальной деятельностью. В этом случае не имеет значения направление. Ребенок может ухаживать за растениями, рисовать картины, сочинять стихи или создавать макеты для учебных занятий. В любом случае подобные самостоятельные проявления, основанные на теоретических знаниях и небольшом практическом опыте, позволят развивающейся личности выразить свой, индивидуальный эстетический потенциал.Структура процесса и оформление пространстваЭстетическое воспитание как процесс обязательно включает в себя несколько структурных компонентов, которые позволяют разносторонне воздействовать на личность.Образование. Включает в себя получение необходимых теоретических знаний и умений;Воспитание художественного вкуса;Практическое использование полученных теоретических знаний на основе примеров классики мирового искусства;Самообразование и саморазвитие. Желание совершенствоваться и развиваться в эстетическом направлении;Формирование потребностей эстетического восприятия действительности.Данные компоненты включаются в развитие ребенка с самого раннего возраста.Мы уже подчеркивали необходимость личного примера для полноценного развития эстетического вкуса у ребенка. Чем раньше малыш будет вовлечен в процесс эстетического развития, тем лучше и быстрее проявятся результаты воспитательного воздействия.При этом важно помнить, что воспитание не может быть жестко регламентировано. Несмотря на его целенаправленность и управляемость, данный процесс должен проходить непринужденно, без навязывания определенной точки зрения.Правильно построенный процесс воспитания эстетического вкуса заключается в плавном и естественном привитии нужных ценностей малышу.Для развития эстетического вкуса ребенка окружают красивыми вещами, которые всегда аккуратно размещены в комнате (кабинете, классе). Не менее важны ощущения психологического комфорта и взаимоотношения взрослых членов семьи (педагогов в школе, воспитателей в детском саду).Перечислим обязательные требования, которые должны быть соблюдены при оформлении интерьера для развития эстетического вкуса у ребенка:Предметы, окружающие малыша, должны быть функциональными. Их размещение нужно отрегулировать их сферой применения и частотой использования.Вещи – находиться на своих местах, быть чистыми.Цветовое оформление – соответствовать возрастным особенностям, склонностям и полу ребенку. При этом важно соблюдать гармонию красок в оформлении помещения и в цветовом решении мебели и предметов интерьера.Обязательное наличие произведений искусства в виде картин, панно, статуэток, декоративных изделий из дерева, пластика или сухих растений.Музыка должна звучать как можно чаще. В периоды домашнего отдыха, праздников, учебных или воспитательных мероприятий музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью развития эстетических качеств личности. На ранних этапах развития ребенка рекомендуется использовать произведения классической музыки или звуки природы.Природа – лучший учитель, который научит видеть и наслаждаться прекрасным. Она воспитывает собой, демонстрируя естественную красоту и гармонию. Поэтому важно организовывать регулярные походы, экскурсии или обычные пешие прогулки.Длительное нахождение на свежем воздухе не только укрепит здоровье малышей, но и научит восхищаться обыденными вещами. Смены времен года позволят увидеть разнообразие красок увядания и воскрешение живого, проследить закономерности жизненного процесса, научиться ценить и оберегать естественные богатства животного и растительного мира.Несмотря на то, что вся учебная деятельность призвана содействовать всестороннему развитию личности, приоритетными в сфере эстетического воспитания остаются предметы гуманитарного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство, история, биология.На этих школьных занятиях ребенок может проявить потенциал зрительного и ассоциативного восприятия, полученный в естественной среде.Возрастные особенностиВыбор методов эстетического воспитания напрямую зависит от возраста ребенка.Дадим краткую характеристику методических принципов развития эстетики на разных возрастных этапах.Методические принципы воспитания дошкольников:Окружающая обстановка, соответствующая эстетическим требованиям;Самостоятельная творческая деятельность;Занятия под руководством взрослых: родителей и воспитателей.Правила работы с младшими школьниками должны учитывать их умения строить логических цепочки и анализировать изученные факты:Школьные занятия по учебным предметам;Классные часы;Тематические праздники;Экскурсии;Конкурсы;Творческие викторины и конкурсы.Методика работы со старшеклассниками по развитию эстетических норм является продолжением ранее начатой практики, так как основные понятийные ценности в этом возрасте уже сформированы.[3]Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что эстетическое воспитание, как и весь воспитательный процесс, – долгий и непрерывный путь. Его успешность во многом зависит от окружения подрастающей личности, которое включает в себя гармонию отношений, красоту внешнего вида и эстетические примеры.1.3. Виды нетрадиционных техник рисования и их использованиеИзобразительная деятельность приносит много положительных эмоций дошкольникам. Интерес к рисованию возникает у детей в раннем возрасте. Г. Н. Давыдова отмечает, что занятия в детских садах часто сводятся к стандартному набору наглядных материалов и традиционным методам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок в умственном развитии и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития эстетического вкуса. Задача воспитателя – научить детей манипулировать материалами разного качества, свойств и использовать нетрадиционные методы рисования [7, с.240].С.В. Погодина отмечает, что увлечение нетрадиционными техниками рисования не должно становиться самоцелью. Потому что у ребенка постепенно формируется определенный изобразительный стереотип. Это приводит к тому, что ребенок соотносит эту технику, в частности монотипию, только с одним изображением – бабочкой. Он не видит ничего дальше, чем этот образ.Также не совсем правильно ассоциировать неклассические техники с желанием добиться эффекта. Суть в том, что можно раскрыть содержание задуманного изображения любыми выразительными способами. Важно показать ребенку, что техника, хотя и важна при создании рисунка, тем не менее, действует как «вспомогательный кирпичик» при построении изображения. Методика способствует решению изобразительных задач и не заменяет учебный процесс простым экспериментом [9, с.28].Анализируя литературу, была найдена классификация А.В. Никитиной, которая помогает определить, какая техника используется в определенном дошкольном возрасте. С младшими дошкольниками можно использовать:рисование пальчиками;оттиски печатками из картофеля;отпечаток жесткой полусухой кисти.С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать более сложные техники:оттиски поролоном или печатками из ластика;фотокопия (восковые мелки и акварель);фотокопия (свеча и акварель);отпечаток листьев дерева;рисунки из ладошки. [10, с.145]В старшем дошкольном возрасте для детей становятся доступными еще более трудные техники:кляксография обычная и с трубочкой;монотипия пейзажная и предметная;печать по трафарету.Рассмотрим каждую нетрадиционную технику по отдельности.Тычок жесткой полусухой кистьюВ этой технике изображение получается опусканием кисти в гуашь, после чего ребенок, держа кисть вертикально, ударяет по бумаге. Во время работы кисть не опускают в воду. Таким образом, весь лист, контур или шаблон заполняется. Результатом является имитация текстуры пушистой или колючей поверхности.Рисование пальчикамиРебенок получает рисунок, опуская палец в гуашь и рисуя точки, пятна на бумаге. На каждом пальце должна быть краска другого цвета.Оттиск поролоном, печатками из картофеля или ластикаОсновным способом получения изображения является то, что ребенок нажимает поролоном или печаткой на штемпельную подушку, которая пропитана гуашью и передает отпечаток на бумагу. Чтобы изменить цвет, нужно взять еще одну миску, в которой есть штемпельная подушка и другая печатка / поролон.ФотокопияСпособ получения изображения: ребенок рисует свечой или восковыми карандашами на белой бумаге. Затем он красит лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками или свечой остается неокрашенным. [14]Печать по трафаретуИзображение получается путем прижимания печатки или поролона к штемпельной подушке с краской и нанесения оттиска на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, нужно взять еще один кусок поролона и трафарет. Монотипия предметнаяОсновной способ получения изображения состоит в том, что ребенок складывает лист бумаги пополам и рисует половину предмета на одной половине (предмет должен быть симметричным). После рисования каждой части предмета, пока краска не высохнет, лист снова складывают пополам, чтобы получить отпечаток. Затем изображение можно оформить, также сложив лист после нанесения нескольких украшений.Монотипия пейзажнаяКак и в предметной монотипии, лист бумаги разрезается пополам. На одной половине листа дети рисуют пейзаж, на другой он отражается в воде. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенного для печати, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после того, как с него сделан отпечаток, анимируется красками, чтобы он больше отличался от отпечатка.Кляксография обычнаяСпособ получения изображения: ребенок черпает жидкую разбавленную гуашь пластиковой ложкой и выливает ее на бумагу. В результате получается пятно в случайном порядке. Затем лист покрывают другим листом и прессуют. После этого верхний лист снимается, изображение рассматривается, дети придумывают на что оно похоже и прорисовывают детали.Кляксография с трубочкойНачало не отличается от выполнения обычной кляксографии. Разница в том, что ребенок начинает дуть на пятно через трубку. Важно, чтобы его конец не касался ни пятна, ни бумаги. Затем процедура повторяется при необходимости. Отпечатки листьевМетод получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенную сторону на бумагу для получения отпечатка. Каждый раз берется новый лист. Рисунки из ладошкиСпособ получения изображения: вытянутыми пальцами ребенок кладет ладонь на бумагу и обводит ее простым карандашом. Используя различные линии, ребенок дорисовывает необходимый рисунок. Затем закрашивает изображение красками. [14, с.279]Каждый из этих приемов – маленькая игра, путешествие в сказочную страну. Они помогают детям чувствовать себя более расслабленными, выражают свое творчество и свое «я».Значение нетрадиционных техник рисования в дошкольном возрастеКак было написано ранее, традиционный рисунок оказывает огромное влияние на всестороннее развитие личности. Тогда возникает вопрос, как нетрадиционные методы рисования способствуют развитию ребенка?Во-первых, на занятиях с использованием нетрадиционных приемов рисования у ребенка развивается воображение и желание придумывать новые композиции.Во-вторых, ребенок знакомится и учится использовать разные материалы для рисования.В-третьих, у детей развивается координация движений.Кроме того, в процессе использования нетрадиционных методов рисования у ребенка развивается наглядно-образное и вербально-логическое мышление. Происходит активация самостоятельной психической и речевой деятельности.Именно нетрадиционные методы создают атмосферу легкости, открытости, легкости, способствуют развитию закона, независимости детей, формируют эмоционально позитивное отношение к деятельности.Результат зрительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, уникальна. При использовании клаксографии с трубкой у ребенка развиваются мышцы губ, что позволяет правильно воспроизводить некоторые звуки.Таким образом, можно сказать, что нетрадиционные методы рисования, а также классические приемы оказывают влияние на развитие эстетического вкуса дошкольников.ГЛАВА IIОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА2.1. Определение уровня развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возрастаСегодня существует выбор вариантов художественного дошкольного образования, и он определяется наличием переменных, взаимодополняющих, альтернативных, защищенных авторским правом методических материалов, которые не являются научно обоснованными и требуют теоретической и экспериментальной проверки в конкретных условиях дошкольных образовательных учреждений.В начале исследования были выдвинуты следующие задачи, которые надо было решить в экспериментальной части:1. Провести диагностическую работу по выявлению эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста.2. Испытать инновационные методы рисования для развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста.3. Экспериментально доказать, что систематические и целенаправленные уроки рисования с использованием нетрадиционных методов влияют на развитие эстетического вкуса у детей.4. Провести качественный и количественный анализ экспериментальных данных.Научно-исследовательская работа проводилась на базе ДОУ, во 2-й младшей и разновозрастной группах. В эксперименте участвовали две группы детей (контрольная и экспериментальная). В каждой группе по 15 детей, которые будут исследоваться. С экспериментальной группой занятия будут проводиться по определенной методике, для развития эстетического вкуса у детей. Контрольная группа будет заниматься по обычной программе.Констатирующий этап эксперимента проводится с целью определения начальных оценочных показателей контрольной и экспериментальной групп. Предполагается, что после проведения занятий с экспериментальной группой уровень творческого развития и эстетического вкуса детей повысится. Все это станет ясно после проведения контрольных испытаний групп и сравнения их результатов. В исследовании была использована диагностика уровня овладения зрительной активностью и развития творчества по программе Т. С. Комаровой:Детям было предложено перерисовать картинку. После этого был проведен анализ рисунка по методике Комарова.Подразделив качественные показатели по видам рисования (предметное, сюжетное и декоративное) был выделен ряд критериев: 1. Предметное рисование Передача формы, строение предмета, пропорции, решение в цвете 2. Сюжетное рисование Расположение на листе, композиционный замысел, передача движения, соотношение предметов по величине, цветовая гармония 3. Декоративное рисование Композиция в составлении узора, владение кистью, решение в цвете Анализ процесса деятельности:4. Характер линии Этот критерий включает в себя четыре группы показателей: А) характер линии Б) Нажим В) Раскрашивание (размах) Г) регуляция силы нажима 5. Регуляция деятельности А) Отношение к оценке взрослого Б) Оценка ребенком созданного им изображения 6. Эмоциональное отношение к деятельности (насколько ярко (сильно, средне, безразлично) ребенок относится :А) к предложенному заданию Б) к процессу деятельности В) к продукту собственной деятельности 7. Уровень самостоятельности 8. Творчество 1) самостоятельность замысла 2) Оригинальность изображения 3) Стремление к наиболее полному раскрытию замысла За каждый критерий начислялось от 0 до 3 баллов. Максимальное количество баллов – 24, минимальное – 0.Результаты групп:Экспериментальная группа:Имя ребенкаКоличество набранных балловКатя7Ваня3Вова4Маша6Алиса8Средний балл5,6Контрольная группа:Имя ребенкаКоличество набранных балловЛена6Сережа4Ира7Дима5Костя5Средний балл5,4По результатам диагностики, можно сказать, что дети обоих групп показали примерно одинаковые результаты. Они плохо передавали цвета, форму, пропорции были соблюдены не всегда.2.2. Технология развития эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техникЦелью формирующего педагогического эксперимента будет использование нетрадиционных методик рисования как средства развития эстетического вкуса младших дошкольников. Выбор рисунка по нетрадиционным методам был не случаен, поскольку они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.Проведение мероприятий с детьми по развитию эстетического вкуса предусматривает решение задач:- воспитание у детей интереса к рисованию с использованием нетрадиционных техник;- развитие воображения, самостоятельности, творческой активности;- сформировать умение проявлять самостоятельность в выборе тем, композиционных и цветовых решений, методов и приемов визуальной деятельности.Каждый из нетрадиционных методов рисования - маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя более расслабленными, смелыми, более прямыми, развивает воображение, дает полную свободу выражения мнений.Любому ребенку будет интересно рисовать пальцами, собственной ладонью, наносить кляксы на бумагу и получать забавную картинку. Ребенок любит быстро добиваться результатов в своей работе, и нестандартные приемы рисования помогут им в этом.Содержание формирующего эксперимента было изложено на основе задач и методов, разработанных с учетом анализа констатирующего эксперимента. При проведении формирующего эксперимента с каждым ребенком будут проводиться как фронтальные, так и индивидуальные занятия, а также физкультминутки.Тема: «Мои любимые рыбки» Нетрадиционные приемы: восковые карандаши + акварель, оттиск с поролоном или печатки из картофеля.Цель: внедрить художественные приемы; развивать чувство композиции и цвета.Оборудование: восковые карандаши, синий и фиолетовый цвета акварели, лист бумаги формата А3 или А4 (по желанию) синий, фиолетовый, белый (для восковых карандашей и акварелей), кисть, два куска поролона в форме хвоста и тела рыбы, емкость с гуашью, печатки из картофеля в форме хвоста и тела рыбы, зеленая гуашь в баночках, педагогические зарисовки.Ход выполнения: Изучаются обитатели аквариума, почва, водоросли. Учитель задает загадку: «Плещется в речке чистой серебряной спинкой» (рыба). Далее читает стихотворение И. Токмаковой «Где спит рыба». Рассматриваются иллюстрации разных рыб, отмечают, как они плавают, двигаются плавниками, хвостом, телом. Предлагается выбрать методику с использованием педагогических зарисовок. Дети называют, какие рисунки понравились, а какие нет. Воспитатель объясняет каждую технику отдельно для каждой подгруппы, показывает, как рисовать водоросли. Просмотр рисунков обыгрывается как кормление рыб. В то же время дети могут рисовать червей, мух. Выбираются самые большие, самые яркие, самые маленькие и самые забавные рыбки.Тема: «Мой воспитатель» Нетрадиционные приемы: черно-белый граттаж /грунтованный лист/, черный маркер, акварель. Цель: развить художественное восприятие образа человека; научить изображать основные черты образа учителя, подчеркивая его выразительность различными приемами, воспитывать уважение к старшим.Ход занятия: Воспитатель читает стихотворение Е. Седовой: Иду я утром в детский сад, кто там меня встречает? Кто может сказку рассказать, со мною поиграет? Научит нас считать, плясать, не ссориться, не драться. Конечно, это все она - любимая воспитательница! Уточняется образ воспитателя в игре «Узнай по описанию», упражняет в соотнесении описания внешности воспитателей со способом изображения. Вспоминают основные правила работы с техникой: для начала наносится рисунок маркером, затем он окрашивается акварелью, для граттажа рисунок царапается палочкой. Дети рассматривают педагогические зарисовки, выбирают технику, размер изображения (во всю длину или частично). Далее релаксация с использованием инструментальной игры Фишмана «Осень».Осенние листья тихо кружатся, листья спокойно лежат на земле, и шуршат под ногами, шуршат, как будто опять закружиться хотят!!! Вместе с детьми воспитатель определяет, что можно нарисовать на полнометражном портрете (фрагменты фигуры, дополнительные предметы и т. д.); портрете, на котором изображено только лицо (его детали). В случае затруднений воспитатель помогает выбрать и освоить технику.Тема: "Путешествие в лесное царство" Содержание программы Цель: обучить использованию различных видов техник: печатью ладошкой и смятой бумагой, оттиском пробкой, рисованием палочкой для рисования деревьев, листиков, птиц, травки. Задачи: воспитать эстетическое отношение к окружающему миру, природе и её изображению на рисунках; продолжать знакомить детей с эстетическим отношением в окружающем мире при помощи нетрадиционных техник рисования; развивать мелкую моторику пальцев. Оборудование: настольный кукольный театр, Кукла, Лесовичок, листы бумаги форматом А4, краски разных цветов, смятая бумага, палочки, пробки, набор салфеток разных цветов. Оснащение: аудиозапись диалогов героев сказки, музыкальный фон - композиция "Волшебство леса". Ход: Здравствуйте, друзья. Я - Королева. А как вы думаете, какого царства? Это вы можете узнать если отгадаете загадку. Летом одевается, А зимой раздевается. (дети отвечают) Правильно, лес. Значит, Королева, какого царства я? (Дети) Правильно, лесного. Скажите, вы думаете, что находится в моём лесном царстве? (дети отвечают) А какие деревья вы знаете? (Дети отвечают) Да, царство моё богатое. Ребята, я к вам в гости пришла не одна. Хотите посмотреть кто со мной? (ответы). Уж очень он к вам хотел попасть. (Открывают ширму, сидит Лесовичок) А я Старичок - Лесовичок, Кто природу губит, С тем я строг. А кто лес уважает, Растения не обижает, Зверям помогает, Тот гостем желанным станет. Ребята, вы познакомились с моим другом из лесного царства. Ребята, давайте сейчас нарисуем такой же красивый лес, как и мой. Посмотрите, что лежит у нас на столах. Краска есть, а кисточки нет. Чем же мы будем рисовать? (Ответы детей) Давайте вот что придумаем. Окунем ладошки в краску и плотно приставим её к листку бумаги, широко раздвинем пальцы. Посмотрите, как много стволов деревьев у нас получилось. Теперь вытрем ладошки влажными салфетками. Ребята, а деревья то у нас без листвы. Чтобы нарисовать листву, мы будем использовать смятую бумагу. Давайте окунем в краску и примкнем к стволам деревьев. Деревья получились яркие, с пышной листвой. А траву давайте нарисуем пальчиками. Окунем в зелёную краску и нанесем пятнышки на бумагу. После работы вытрем пальчики салфетками. А чтобы картина была яркая, нарисуем ещё птичек. Для этого будем использовать обычную пробку. Обмакнем в голубую краску, и будем печатать. Давайте посмотрим, какие красивые птички получились! Наша картинка готова. Теперь давайте вспомним:Скажите, чем можно нарисовать стволы деревьев? (Ладошкой) Траву? (Пальчиками) Листву? (Скомканной бумагой) А птичек напечатаем трафаретом. До свиданья, старый лес, Полный сказочных чудес. Подружились мы с тобой, Нам теперь пора домой. Баба-Яга: Какие замечательные картины у вас получились, ребята! Также нами была проведена работа с родителями.Работа с родителями на предмет развития творческой активности у дошкольников детей дошкольного возраста подразумевает выполнение следующих задач:1. Заинтересовать родителей в сотрудничестве с дошкольной организацией;2. Провоцировать родителей к развитию творческой активности у детей при помощи использования нетрадиционных техник рисования;3. Повышать компетентность родителей в вопросах развития творческой активности дошкольников при помощи нетрадиционных техник рисования; 4. Получение максимально высоких результатов от запланированных мероприятий.На консультациях по развитию эстетического вкуса дошкольников родителям расскажут о важности рисования в процессе развития всех психических процессов, мелкой моторики, сенсорного восприятия, зрительно-двигательной координации, также будет уделено время раскрытию вопроса о расширении кругозора. Во время консультации выдаются определенные рекомендации на тему развития творческих способностей, оформления рабочего места для дошкольника, будут рассказаны основные аспекты выбора средств и способов в художественной деятельности. Необходимо сформулировать базовые правила поведения взрослых во время обучения дошкольника основам рисования.На практическом занятии на тему «Нетрадиционных техник рисования в развитии творческой активности детей» родителей осведомят о многообразии техник в рисовании и предложат попробовать им самим на рисовать, при помощи использования разных технологий изобразительной деятельности.2.3. Результаты исследованияРезультаты групп после проведения занятий с детьми на протяжении 3 месяцев:Экспериментальная группа:Имя ребенкаКоличество набранных балловКатя10Ваня13Вова9Маша11Алиса16Средний балл11,8Контрольная группа:Имя ребенкаКоличество набранных балловЛена9Сережа11Ира7Дима10Костя6Средний балл8,6Характеристика Экспериментальной Группы:Желание заниматься творчеством, интерес к творчеству, стремление открывать новые закономерности у детей ЭГ носит ситуационный характер. Дети привносят в свои произведения, придуманные им и не похожие на другие, образы, но допускают практически буквальное повторение. С некоторыми трудностями они трансформируют уже знакомый материал, применяют известные методы изображения в новых ситуациях.Редко дополняют, изменяют и трансформируют знакомый материал. Воображение довольно стабильное, изображения живые. Они не в полной мере знают, как правильно передать форму и расположение объектов и редко отражают сюжет и его элементы на рисунке. Способность самостоятельно находить новые пути, медленная реакция и ориентация в новых условиях сформированы не полностью.Характеристика Контрольной Группы:У детей нет желания заниматься творчеством, нет интереса к творчеству, нет желания открывать новые образцы. Дети не могут привнести в работу что-то свое, не видоизменяют, не дополняют и затрудняются найти способ изобразить предмет, не оригинальны в составлении форм (изображений). Воображение нестабильно, созданные образы нечетки. Нет возможности ввода изображенного изображения, они не передают форму и расположение объектов.Проанализировав результаты, можно сказать, что результаты экспериментальной группы оказались выше, чем у контрольной, что говорит об эффективности использования нетрадиционных техник рисования в развитии эстетического вкуса детей младшего дошкольного возраста.ЗАКЛЮЧЕНИЕСпособность к творчеству – это особенность человека, которая позволяет не только использовать реальность, но и изменять ее. Проблема развития способностей дошкольников сегодня находится в центре внимания многих исследователей и практиков, у которых есть много статей, пособий, сборников игр и упражнений, как развития различных психических процессов в этом возрасте, так и типов способностей общее и особое внимание.Что касается зрительной активности, важно выделить содержание способностей, которые проявляются и формируются в ней, их структуру и условия развития. Только в этом случае важна целенаправленная разработка методики развития обучения зрительной деятельности. Зрительная активность – это отражение окружающей среды в виде специфических, чувственно воспринимаемых образов. Созданный образ может выполнять различные функции (познавательные, эстетические).Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его осуществления. Сочетание двух функций в художественном образе – изображения и выражения – придает деятельности художественный и творческий характер, определяет специфику ориентировочных и исполнительных действий деятельности. Поэтому он определяет специфику способностей для данного вида деятельности. Условия, при которых ребенок эмоционально реагирует на краски, цвета, формы, очень важны, выбирая их по своему желанию.Благодаря воспитанию художественных образований дети получают возможность более полно и ярко воспринимать действующую силу, которая способствует формированию у детей эмоционально окрашенных образований.В ходе нашего исследования мы изучили и проанализировали научно-методическую литературу по развитию изобразительных способностей и эстетического вкуса в дошкольном возрасте, выявили виды неклассической рисунков и выявили их значение для всестороннего развития личности.В процессе рассмотрения вопроса о нетрадиционных методах рисования были выявлены такие методы как: монотипия, фотокопия, печать, рисование пальцами и ладонями, полусухой жесткой кистью, трафаретная печать. Кроме того, наша работа показывает, как ребенок получает изображение, используя ту или иную нетрадиционную технику.В ходе изучения вопроса о важности нетрадиционных методов рисования в дошкольном возрасте выяснилось, что они, как и классические рисунки, имеют большое значение для развития речи ребенка, его воображения, самостоятельности и, конечно, способствуют повышению интереса к изобразительной деятельности.Таким образом, можно сказать, что целесообразно использовать нетрадиционные приемы рисования в младшем дошкольном возрасте, поскольку они могут помочь детям лучше освоить классическую живопись, а также поддерживать интерес к изобразительной деятельности в течение многих лет. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Белобрыкина О.Е. Развитие творческих способностей [Текст] / О.Е. Белобрыкина. - М .: Никея, 2016 .- 216 с.Выготский Л.С. Психология искусства [Текст] / Л.С. Выготский. - М .: Алфавит, 2016 .- 346 с.Давыдова Г.В. 22 урока рисования для дошкольников. Нетрадиционные приемы [Текст] / Г.В. Давыдовой. - М .: Скрипториум, 2014 .- 128 с.Ильин Е.В. Психология творчества, творчества и одаренности [Текст] / Е.В. Ильина. // Учебник. пособие - СПб.: Питер, 2009 .- 312 с.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные приемы, планирование, учебные записки [Текст] / Р.Г. Казакова Т.И. Сайганова, Е.М. Седова. - М .: Сфера, 2010 .- 256 с.Комарова Т.С. Изобразительная активность в старшей группе [Текст] / Т.С. Комарова. - М .: Мозаика-Синтез, 2016 .- 136 с.Комарова Т.С. Детское искусство: что под этим подразумевается? [Текст] / Т.С. Комарова. - М .: Педагогика, 2011 .- 15 с.Косминская Б. Теория и методика зрительной деятельности в детском саду [Текст] / В. Б. Косминская. - М .: «Образование», 2013. - 18 с. Кравцов Г.Г. Психология и педагогика обучения дошкольников [Текст] / Г.Г. Кравцов. // Руководство. - М .: Мозаика-Синтез, 2013 .- 41 с.Колягин В.Г. Арт-терапия и художественная педагогика для дошкольников [Текст] / В.Г. Колягин. // Учебно-методическое пособие. - М .: Прометей, 2016. - 154 с. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа [Текст] / И.А. Лыкова. - М .: Цветной мир, 2014 .- 208 с.Никитина А.В. Нетрадиционные приемы рисования в детском саду [Текст] / А.В. Никитиной. - М .: КАРО, 2014 .- 112 с.Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 6-7 лет [Текст] / Л. А. Парамонова. - М .: Олмамедиа Групп, 2014 .- 944 с.Петухова Л.В. Педагогические технологии развития художественных и творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов зрительной деятельности [Текст] / Л.В. Петухов. // Вестник Нижневартовского государственного университета. - 2012. - № 2. - с. 23.Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников [Текст] / ОС. Ушаковой. // Игры. Упражнения. Конспекты занятий. - М .: Сфера, 2014 .- 176 с.Чумичева Р.М. Производственная деятельность в детском саду [Текст] / Р.М. Чумичева. - М .: Детство Пресс, 2012 .- 224 с. 17. Швайко Г.С. Занятия по изобразительному искусству в детском саду [Текст] / Г.С. Швайко. // Старшая группа. Программа, аннотации - М .: Владос, 2013 .- 160 с.

Здесь Вы можете найти выданные и принятые документы,
укажите фамилию участника.

 

Опубликованные работы педагогов, детей, воспитателей, иных участников экспресс-конкурсов или викторин на сайте созданы ими и размещаются исключительно для ознакомления. Авторские права на публикацию принадлежат их законным владельцам. Частичное или полное копирование текста и изображений без письменного разрешения, запрещено!

Ответственность за размещение самих материалов и их содержания, берут на себя авторы. Однако, наша редакция готова оказать всяческую поддержку в решении любых спорных вопросов. Если Вы заметили незаконное использование, сообщите об этом через форму обратной связи или на почту Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

_

  • 1_.jpg
  • 2_.jpg
  • 3_.jpg
  • 4_.jpg
  • 5_.jpg
  • 6_.jpg
  • 7_.jpg
  • 8_.jpg
  • 9_.jpg
  • 10_.jpg
  • 11_.jpg
  • 12_.jpg
  • 13_.jpg
  • 14_.jpg
  • 15_.jpg
  • 16_.jpg
  • 17_.jpg
  • 18_.jpg
  • 19_.jpg
  • 20_.jpg
  • 21_.jpg
  • 22_.jpg
  • 23_.jpg
  • 24_.jpg
  • 25_.jpg
  • 26_.jpg
  • 27_.jpg
  • 28_.jpg
  • 29_.jpg
  • 30_.jpg
  • 31_.jpg
  • 32_.jpg
  • 33_.jpg
  • 34_.jpg
  • 35_.jpg
  • 38_.jpg
  • 39_.jpg
  • 40_.jpg
  • 41_.jpg
  • 42_.jpg
  • 43_.jpg
  • 44_.jpg
  • 45_.jpg
  • 46_.jpg
  • 47_.jpg

Сетевое издание "Интеллект- всероссийские конкурсы". Регистрационный номер серии ЭЛ № ФС77-73234 от 02.07.2018.

СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором).

Учредитель и главный редактор: Степанов А. Е., электронная почта редакции: info@iqkonkurs.ru Тел:+79277381192

X